Транспортировка бетона: способы и основные правила её осуществления

  • Транспортировка бетона: способы и основные правила её осуществления

В цепочке «производство – укладка» транспортировка бетонной смеси один из самых сложных этапов. Нарушение правил доставки существенно ухудшает характеристики, бетон может стать сухим или тощим, поэтому логистике уделяется особенное внимание. Значение имеет всё: транспорт, состояние дорог, пробки, время прибытия на площадку и то, как происходит разгрузка. Давайте узнаем, почему нельзя нарушать технологию перевозки.

Что снижает качественные характеристики смесей

Тряска, вибрация и простой значительно ухудшают «зрелость» и состояние раствора. Когда заводская логистика выбирает транспорт, которым бетон будет доставлен на объект, учитываются факторы, о которых заказчик даже не подозревает.

Расстояние

С учетом качества дорожного покрытия задаёт допустимое время доставки и вносит ограничения на доставку самосвалами.

  • При перевозке самосвалом вибрация и тряска на плохой дороге вызовет быстрое расслоение, смесь разделится на фракции (тяжелые компоненты осядут вниз, цементное молочко окажется сверху). Укладывать такой раствор без дополнительного перемешивания после прибытия на место нельзя.
  • Открытая поверхность. При равномерном движении или остановках в пути примерно через час раствор начнёт схватываться. Это значительно сокращает доставку самосвалами, особенно в жаркую погоду;
  • В сложных условиях (жара, заторы на дорогах и т.д.) перегрузка при перевозке открытым способом запрещена. Выгрузку требуется произвести в бункер, в котором можно перемешать смесь, восстановив однородность.

Доставка 

С помощью миксеров транспортировка более щадящая:

  • Бетоносмеситель обеспечит постоянное перемешивание, сохранит однородность, увеличивая расстояние и время доставки;
  • Разгрузка может быть отложена на некоторое время, если миксер будет периодически перемешивать раствор;
  • Отсутствие контакта с воздухом и перемешивание исключает начало схватывания.

В любом случае, как будет организована транспортировка, решают технолог и логист, составляя «дорожную карту». Поэтому не удивляйтесь, когда при оформлении заказа наш менеджер «выпытывает» детали подъезда, возможность проезда окольными путями и т.д. Бетонный раствор должен быть доставлен на место вовремя, без потерь в отношении характеристик. Это мероприятие требует ответственного отношения.

У нашей компании преимущество, мы с 2007 года занимаемся доставкой готовых растворов, знаем всё о правилах и нормативах. Не лишним будет узнать о них, чтобы не заказать бетон с завода, до которого 200 километров.

Как регламентирована перевозка бетонных смесей 

Небольшое уточнение. Перевозка и транспортировка готовых растворов, разные вещи. При перевозке партия перемещается на значительные расстояния, транспортировка подразумевает (в том числе) перемещение объема раствора в пределах строительной площадки.

Отсюда регламенты и правила, регулирующие процесс, в котором подача раствора к месту укладки является финалом доставки:

  • Основные характеристики (подвижность и жёсткость) в месте доставки должны соответствовать паспортным данным партии;
  • Перевозка бортовыми автомобилями запрещена, поскольку во время движения будет утрачено цементное молочко, и раствор нельзя будет использовать;
  • Максимальная длительность перевозки определяется сотрудником лаборатории;
  • Не допускается при доставке воздействие на раствор осадков и воздействия солнечных лучей;
  • Перегрузки допустимы только в месте приёма в бункеры, перевалка смесей во время доставки запрещена.

Согласитесь, с таким подходом бетонирование готовой опалубки не выглядит простым мероприятием. Однако требования справедливые и основаны на большом опыте работы бетонных заводов. Подача любого раствора на стройплощадку действительно должна быть согласована поминутно, иначе пострадает качество возводимого объекта.

Учитывая сложность правил, есть две общепринятые схемы доставки, которые мы используем по мере решения тех или иных задач.

Правильный выбор схемы доставки бетонной смеси – гарантия качества раствора

В любом случае решается общая задача – бетонирование объекта должно начаться как можно скорее после готовности партии. 

Оптимальных схем две, у каждой из которых свои плюсы:

  1. Предпочтительный вариант – прямая перевозка от точки загрузки к точке бетонирования без перегрузок. При простой укладке бетоносмеситель по прибытии на объект выгружает раствор в точку заливки.
  2. Допускается выгрузка в бункер на стройплощадке, откуда с помощью техники будет проводиться укладка. 

Здесь речь идёт о перевозке, цель которой исключить простои в пути, гарантировать минимальное время движения и доставить смесь на объект в рамках технологической карты. Это задача транспортировки, решаемой машинами, и здесь есть свои тонкости.

Ряд растворов перевозить можно только спецтранспортом

Ограничения и правила вы уже прочитали. Есть еще несколько тонкостей, из которых станет понятно, почему на помощь АБС часто призывают самосвалы, хотя для этого транспорта ограничений больше:

  • Любой АБС предназначен перемешивать относительно подвижную смесь, с показателем П3 и выше. Составы П1 и П2 миксер просто не провернёт и выгрузить их будет невозможно;
  • При укладке значительных площадей малоподвижным раствором (П1 и П2), требуется быстрая выгрузка и «разгон» состава по площади. Такую задачу решает только самосвал.

Обратите внимание, дополнительные характеристики различных марок бетонов, как и правила, задают свои ограничения. Поэтому относитесь с пониманием, если с определением срока и возможности доставки возникает заминка. Нам приходится учитывать много факторов, прежде чем решить, что использовать для доставки смесей гарантированного качества.

Не будем сгущать краски, для ходовых марок чаще всего используется автобетоносмеситель, преимущества которого мы уже упоминали, говоря о перевозке. Однако АБС и в транспортировке имеет много плюсов:

  • Подача готового раствора в приемный блок или на транспортировочный лоток для непосредственной укладки;
  • Допустимая длина лотка (горизонтальный вариант) до 40 метров, это позволяет быстро залить большие площади или большой объём;
  • Если одновременно работает бетононасос, можно обеспечить непрерывную подачу на необходимый уровень (до 4 этажа);
  • Мобильность техники позволяет быструю перестановку для укладки в разных местах площадки без потери качества раствора.

Это задачи, при которых заказанная партия попадает на указанную точку, но часто смесь необходимо распределить для укладки уже на месте. И это «последняя миля» в логистике цепочки «производство – укладка».

Транспортировка БГС на стройплощадке непростая задача

Полученную на стройплощадке партию бетона требуется распределить, иногда с этим справляется бетононасос или горизонтальный лоток (желоб, ленточный телескопический конвейер и т.д.). Зачастую приемный блок используется для накопления и дальнейшей раздачи, в которой автобетононасос не помощник – слишком большая высота.

В труднодоступные участки ведущегося строительства транспортировать смесь затруднительно без специальной техники. Поэтому для решения непростых задач используют следующие варианты:

  • Вертикальный подъём порционных объемов обеспечивают бадьи. Они бывают двух типов – поворотные (более простая выгрузка) и вертикальные (быстрая загрузка). Наполненная бадья поднимается краном на нужный этаж, опустошается и опускается за новой порцией; 
  • Сложную доставку организуют трубопроводами. Они могут состоять из нескольких секций с одним или несколькими насосами и иметь сложную конфигурацию. Если автобетононасос ограничен по высоте размерами стрелы, то мощный пневмонагнетатель с длинной трубой таких ограничений не имеет.

Не так важно, какой тип оборудования использован, каждый предназначен для решения конкретных задач, в том числе привязанных к проектному заданию. Намного важнее при оформлении заказа оценить, из каких этапов будет состоять путь готового раствора от завода до точки заливки. В теории это сумма таких временных интервалов:

  • Загрузка транспортного средства;
  • Дорога до точки выгрузки (без перегрузок по пути);
  • Подготовка к разгрузке;
  • Транспортировка по объекту, укладка в заданном месте.

На практике – схематичная технологическая карта движения, сложного процесса, который (в зависимости от марки и подвижности состава) должен уложиться в 1,5 – 3,5 часа. Временной интервал узкий, напомним, что он ещё и жёсткий, не допускающий отклонений в большую сторону. Но мы, как ответственный производитель, научились соблюдать правила и технологии доставки или транспортировки. И можем отказываться от заказа, если точно не вписываемся в правила и рамки, допустимые технологиями для укладки качественных растворов.

Поэтому, если вам пообещают привезти отличную смесь с другого конца света, вспомните про эту статью. К сожалению, на дальние расстояния доставить можно только готовые ЖБИ, а не готовые растворы. Точнее доставить-то можно, только это будет уже застывший негодный бетон, а не качественный готовый раствор. 

28.10.2020 20:37:43
0
59

Комментарии:

Внимание: HTML символы запрещены!